shapka


С принятием Федерального закона № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее   № 230-ФЗ) возможности коллекторских агентств приобрели правовую определенность.

Законом определено, кто может взаимодействовать с должником. Кроме самого кредитора такое право имеет кредитная организация или коллекторское агентство, действующие от имени и/или в интересах кредитора.

Установлены допустимые способы взаимодействия коллектора с должником: непосредственное взаимодействие (телефонные переговоры, личные встречи); телеграфные, текстовые, голосовые и иные сообщения через сети электросвязи; почтовые отправления, адресованные должнику по месту его жительства или пребывания.

Кроме того, должник и коллектор могут подписать соглашение об использовании иных взаимно приемлемых способов взаимодействия в целях получения информации о задолженности. Кредитор не вправе привлекать одновременно несколько организаций для взаимодействия с должником по поводу одного долга.

Законом № 230-ФЗ введен ряд четко определенных запретов и ограничений на деятельность коллекторов. Так, согласно статье 7, коллектору запрещено производить следующие действия по отношению к должнику:

Не допускается непосредственное взаимодействие с должником: в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника.

посредством личных встреч более одного раза в неделю;

посредством телефонных переговоров:

а) более одного раза в сутки;

б) более двух раз в неделю;

в) более восьми раз в месяц.

Не допускается направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником:

1) со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом;

2) с должником с момента получения документов, подтверждающих наличие оснований, свидетельствующих, что он:

а) является лицом, лишенным дееспособности, ограниченным в дееспособности;

б) находится на излечении в стационарном лечебном учреждении;

в) является инвалидом первой группы;

г) является несовершеннолетним лицом (кроме эмансипированного).

Не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора связанные в том числе с:

1) применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;

2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения;

3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;

4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;

5) введением должника и иных лиц в заблуждение относительно:

а) правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

б) передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;

в) принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;

6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

Прокуратура разъясняет ответственность за злостное уклонение от отбывания наказания в виде исправительных работ.

Уголовный закон предусматривает в качестве наказания за совершенные преступления осуществление различного вида работ: обязательных, исправительных или принудительных.

Исправительные работы назначаются вне зависимости от наличия основного места работы. Если осужденный до вынесения приговора был трудоустроен, то исправительные работы он будет отбывать по месту работы, а если нет, то в местах, определяемых администрациями населенных пунктов  по согласованию с уголовно-исполнительными  инспекциями.

Из заработной платы осужденного к данному виду наказания подлежит удержанию в доход государства от 5 до 20 % заработка в зависимости от приговора суда.

Исправительные работы не назначаются инвалидам 1 группы, беременным, женщинам с детьми в возрасте до 3-х лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Злостно уклоняющимися признаются осужденные, скрывшиеся от органов исполнения наказания или повторно нарушившие порядок и условия отбывания после объявления письменного предупреждения.

Нарушением порядка и условий отбывания исправительных работ признаются:

- неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;

- отсутствие на работе без уважительных причин в течение 5 дней со дня получения предписания о дате и месте отбывания;

- прогул или появление на работе в состоянии опьянения.

В случае злостного уклонения от исполнения приговора суд может по представлению уголовно-исполнительной инспекции заменить неотбытое наказание более суровыми принудительными работами или лишением свободы.

Прокуратура разъясняет административную ответственность несовершеннолетних за употребление наркотиков.

Административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ установлена ч. 1 ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также ч. 2 ст. 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования и т.д.).

За данные правонарушения может быть назначено наказание в виде штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток.

За совершение правонарушений, предусмотренных указанными статьями КоАП РФ, могут быть привлечены несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста. При этом законом предусмотрена возможность освобождения виновного лица от административной ответственности в случае, если оно добровольно обратится в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических или психоактивных веществ без назначения врача.

В случае потребления наркотиков несовершеннолетними, не достигшими 16-летнего возраста, к административной ответственности по статье 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат привлечению их родители или законные представители. В качестве наказания предусмотрен штраф в размере от 1 500 до 2 тысяч рублей

Прокуратура разъясняет особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.

В связи с возрастом, несовершеннолетним не могут назначаться определенные виды наказаний, а также некоторые виды наказаний могут назначаться при соблюдении определенных условий.

Так, например, штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф назначается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше десяти лет и отбывается:

несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола - в воспитательных колониях общего режима;

несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы, - в воспитательных колониях усиленного режима.

Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

Кроме того, несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

К нему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия, а именно предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения главы 14 УК РФ, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

Прокуратура разъясняет законодательство об ужесточении ответственности за противоправные действия при пересечении железнодорожных путей, совершенные водителями транспортных средств.

Федеральным законом от 20.04.2021 № 98-ФЗ усилена административная ответственность за нарушение правил движения через железнодорожные пути.

В частности, предусмотрена ответственность для водителя транспортного средства в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей или лишения права управления транспортными средствами на срок до 6 месяцев за проезд через нерегулируемый железнодорожный переезд, если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).

Нововведениями исключена возможность уплаты лицом, привлечённым к административной ответственности за нарушение правил движения через железнодорожные пути, административного штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Указанные изменения вступили в силу с 01.05.2021.

Прокуратура разъясняет ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.

В соответствие с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52) в местах централизованного обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.

В соответствие со статьей 26 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее -Закон №89) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

В силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон №96) производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Согласно ст. 18 Закона №96 хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов, загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

В соответствии со статьей 30 Закона №96 юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения.

Согласно части 2 статьи 11 Закона №89 юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

На основании части 8 статьи 12 Закона №89 захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 Распоряжения Правительства РФ от 25.07.2017 №1589-р, утвердившего перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, запрещается захоронение покрышек пневматических шин с тканевым кордом отработанные (п.89), отходы упаковочного картона незагрезненные (п.80).

Административная ответственность за совершение правонарушения в сфере природоохранного законодательства установлена частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ (Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления), санкция которой предусматривает наказание в виде штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Полезные ресурсы